- СЧАСТЬЕ
- состояние полного удовлетворения. Различают мораль античности, где счастье — конечная цель человека (гедонизм), и современную мораль, созданную в русле христианской традиции, где конечная цель человека — добродетель; добродетель предполагает стремление заслужить счастье, однако обладание им само уже не имеет никакой моральной ценности (ригоризм Канта). В современной философии (опирающейся на Фихте, Гелена) счастье обладает позитивной ценностью как форма мудрости, которая принадлежит лишь тому, кто знает себя в совершенстве и в совершенстве умеет удовлетворять фундаментальные склонности своего существа. Потому что, если верно, что идеальное счастье — «это удовлетворение всех наших склонностей» (Кант), то для того, чтобы быть действительно счастливым, нужно уметь ограничиваться своими наиболее глубокими склонностями. Именно в этом смысле счастье несводимо к удовольствию; те, кто говорят о счастье, не ошибутся, презирая удовольствие, которое в действительности быстро вызывает пресыщение и отвращение (Ален). Счастье никогда не дано, оно всегда следствие человеческой деятельности; чаще всего его идентифицируют со свободным трудом: именно в этом смысле различают удовольствие, или радость, которые могут быть нам принесены теми или иными событиями, и счастье, или блаженство, которого мы добиваемся сами и которое в нашей власти. Однако есть мнение, что наиболее сильное и наиболее чистое счастье — часто и наиболее примитивное, то, которое отождествляется с ощущением.жизни и действия: «Счастье — это сам вкус жизни... Действовать — это радость... Вся жизнь — поле для веселья» (Ален). Прочтите «Завоевание счастья» Рассела.
Философский словарь. — М.: Международные отношения. Дидье Жюлиа. 2000.